-->

Подпишитесь
на нас в социальных сетях:

№ 33-34, 1 октября 2009 года

«Надо хранить наше прошлое:

оно имеет самое действенное

воспитательное значение»

Д.С.Лихачев

Людмила Александровна АНУЧИНА приехала в Йошкар-Олу после окончания в 1958 году Ленинградского библиотечного института. Работала заведующей детской городской библиотеки. С 1968 года ее судьба связана с МарГТУ. Библиограф, директор НТБ, с 1980 по 2005 гг. – директор музея истории вуза, фактически она его и создала. 1987 году за активную работу по воспитанию молодежи и развитию музейного дела Министерство культуры РСФСР присвоило подразделению почетное звание «Народный музей», хотя официальный статус музей получил лишь в 1991 году.



Л.А.Анучина – участница республиканской «Книги памяти», автор-составитель пяти тематических сборников. Совет ветеранов Подольского училища наградил ее медалью за пропаганду военного подвига курсантов Подольского училища. Она заслуженный работник культуры РМЭ и лауреат премии Попечительского совета МарГТУ.

- Людмила Александровна, вас можно назвать летописцем и хранителем истории университета. Но для начала вспомним историю самого музея.

- Идея о необходимости воссоздания истории вуза витала в воздухе давно. Начиналось все с военно-патриотической тематики. 7 мая 1965 года торжественно открыли мемориальную доску студентам и выпускникам ПЛТИ, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. В 1968 году, когда был построен 1 корпус в современном виде, в рекреации у актового зала (где сейчас деканат ФУП) стоял бюст А.Смольникову – студенту ПЛТИ им. Горького, Герою Советского Союза, и памятная доска в честь погибших комсомольцев. В 1975 году на общественных началах была создана комната боевой и трудовой славы (ауд.333). Я тогда работала директором библиотеки вуза и входила в комиссию по ее созданию, которую возглавлял проректор по учебной работе П.П.Сулханов. О создании музея говорили, но вытянуть такой огромный объем работы на общественных началах было просто невозможно. На одном из заседаний парткома я об этом и сказала.

Ставки музейного работника в штатах вуза тогда не было. Ее ввели уже в 80-х годах. А тогда партком добился выделения для музея ставки зав. лабораторией коммунистического воспитания молодежи при кафедре научного коммунизма. Ее мне и предложили в марте 1980 года. Года два мы с моей помощницей сидели в приемной при парткоме. Официальное открытие музея для посетителей состоялось 22 октября 1982 года по случаю 50-летия МарПИ. Сегодня площадь музейных помещений включает в себя экспозиционный зал, холл-мемориал памяти погибших сотрудников и студентов в годы Отечественной войны 1941-1945 годов и войны в Афганистане и фондохранилище.

- С чего вы начали работу, ведь она была для вас совершенно новая?

- Можно сказать, что историю вуза воссоздавали заново, начинали с нуля. В городе на ЗПП был хороший музей, у них перенимала опыт: с чего начать, как составлять тематический план. Ездила в командировки в вузы других городов, где такая работа уже велась. Вскоре я поняла, что одна не справлюсь. Тогда выделили ставку старшего лаборанта, на которую пришла С.В.Кудрявцева, имеющая опыт музейной работы. Мы с ней проработали вместе 16 лет. На ставку художника взяли выпускника ПГС А.И.Кириллова. О нем можно сказать, что у него «золотые руки». Вместе мы составили экспозицию, основная часть которой работает и в настоящее время. Ее цель – показать силу духа поколений студентов, преподавателей и сотрудников вуза, а также преемственность лучших традиций. Кабинет для наших архивов, он же и рабочий, нам дали уже позднее.



- Как вы думаете, какие качества важны для музейного работника?

- Прежде всего, честность и добросовестность. Мудрость для того, чтобы объективно отражать историю, не передергивая фактов. И даже умение держать язык за зубами. Допуски в архивы просто так не давались. Первые годы приходилось очень плотно работать в архивах, разыскивая нужные документы. Три месяца работала в архиве Красной армии в Подольске, куда с улицы попасть невозможно. Расскажу вам, как я работала в партийном архиве Марийского обкома. В тетрадь нужно было записывать только с одной стороны листа, потом я сдавала тетрадь на проверку заведующему архивом. Получаю обратно, а листы то в одном, то в другом месте вырезаны кусками. Значит, об этом нельзя писать. Все было засекречено, даже протоколы наших партийных собраний хранились под грифом «секретно».

- О чем нельзя было рассказывать?

- Когда мы воссоздавали историю 30-х годов, в основном сталкивались с репрессиями. До 90-х годов эти материалы были засекречены. Прежде чем человека арестовывали, его осуждали на собраниях в институте. Читая протоколы этих собраний, видишь, как одни обвиняли других, через какое-то время уже тех, кто обвинял, оговаривают третьи ... Сейчас мы называем такие вещи предательством и доносительством. А тогда это считалось проявлением надежности и преданности родине – такое было воспитание. Многие люди тогда не понимали до конца, что происходит.

- Нельзя замалчивать историю, какая бы она ни была, для того, чтобы больше такое не повторялось. История, на мой взгляд, должна учить ответственности, тому, что рано или поздно все тайное становится явным. И еще тому, что сегодняшняя жизнь завтра станет историей, которую нельзя переписывать.

- Когда НКВД открыли свои архивы на некоторое время в 90-х годах, я старалась не упустить возможность поработать в них. Мне хотелось, чтобы люди больше узнали о тех, кто делал историю нашего вуза, восстановить незаслуженно забытые имена честных людей.

- В 90-х годах была в нашей газете серия публикаций о репрессированных преподавателях и студентах. С большим интересом читались эти документальные рассказы.

- Возвращать имена из забвения – первейшая задача музея. В течение 1936-39 годов под различного вида «чистки» попадал каждый восьмой член коллектива. В нашем вузе было 28 репрессированных преподавателей, 9 из них были приговорены к высшей мере наказания. Поисковая работа по этому направлению проходила сложнее, чем по погибшим в войну. Через прокуратуру на наш официальный запрос на фирменных бланках из архива НКВД присылали краткую запись: когда арестован, в чем обвинялся, по какой статье и приговор. А когда я приходила к ним, зав. архивом зачитывал мне информацию из личных дел, (я называла фамилии тех, кто меня интересовал), но записывать ничего не разрешалось, и в руки дела тоже не давали. Приходилось собирать сведения о родственниках, которых я потом искала по всей стране, завязывала переписку. Но многие были настолько запуганы, что отказывались общаться. Помню, был такой студент Беликов, ему по совокупности присудили 48 лет лагерей, несколько раз продляли сроки. И я его нашла, он жил в Красноярском крае, но мне не ответил. Очень интересна история жизни доцента Теснанова – его отец был польским коммунистом. Через родственников удалось восстановить судьбы многих людей, имеющих отношение к нашему вузу.

- Это даже не работа, а большой труд души. На память приходит передача «Жди меня».

- Такую работу надо любить, иначе ничего не получится. Поисковая работа очень интересная. Переписка отнимала много времени, ведь надо так составить письмо, чтобы незнакомый человек проникся и откликнулся на твою просьбу. Но это и благодарный труд. А я еще взяла на себя обязанность больше десяти лет к каждому празднику победы посылать семьям погибших наших сотрудников праздничные открытки. В них я писала о том, что мы помним их сына, брата или отца. И столько же добрых, теплых пожеланий приходило в ответ на адрес музея коллективу института. Велась переписка и с выпускниками разных лет. Профессионально мне помогала моя специальность библиографа – находить в море общей информации крупинки нужной. Я создала картотеку по истории вуза, тогда ведь компьютеров у нас не было. Она и сейчас помогает работать, находить быстро нужную информацию.

- Этим можно гордиться как прижизненным памятником. Кроме того вами было издано много брошюр и книг по истории вуза. Книга об участниках Великой Отечественной войны «Поклонимся великим тем годам» – это тоже огромный труд. А есть что-то, что не удалось сделать за годы работы?

- Конечно. Мы придерживались правила – итоги поисковой работы предавать гласности. Более 150 публикаций размещено в различных республиканских СМИ и на страницах газеты «Инженер». Но все сделать было невозможно. Например, в музее есть моей рукой написанная летопись истории комсомольской организации института, начиная с 1923 года и до 90-х годов. Это даты, имена, события из разноплановой деятельности студентов-комсомольцев по периодам. Собраны документальные сведения о директорах-ректорах вуза. Хорошо бы этот фактографический материал литературно обработать и издать книгой. Это только прибавит авторитета нашему замечательному университету. Может быть, к столетию вуза кто-то это сделает.

- Теперь я понимаю, что экспозиция музея – это лишь верхушка айсберга музейной работы.

- Несомненно. Хотя и подготовить хорошую экскурсию – это тоже большой труд. Только за период моей работы в музее на экскурсиях побывало более 38 тысяч студентов, сотрудников и гостей университета. Мы участвовали в создании викторин по истории города и института. Многие приходили к нам со своими вопросами, и каждому мы находили нужную информацию.

Большая часть рукописей хранится в наших архивах. Хорошо забытые идеи можно с успехом использовать в новых жизненных условиях. Яркий пример – студенческие стройотряды. Сейчас они возрождаются, а у нас такой богатейший материал из их истории. А какие у нас были народные дружины по охране общественного порядка, сколько получали наград, по Союзу занимали передовые места, а шефская работа с пионерской организацией и еще много-много всего интересного!

- Выйдя на пенсию человек, который живет одной работой, обычно чувствует дискомфорт оттого, что «выпадает» из активной деятельности. Вам удалось избежать этого, Людмила Александровна?

- Знаете, у меня не было такой проблемы. Особой ностальгии я не чувствовала, видимо, есть какой-то физический предел организма. У меня 48 лет общего стажа. И сейчас скучать мне некогда. Семейные заботы, сад – заняться всегда есть чем.

- Как дерево не может жить без своих корней, так и человек не может жить без своей истории. Вы человек, который записывал время, и этим тоже вошли в историю университета. Спасибо, Людмила Александровна, вам за то, что вы сделали. Здоровья вам на многие годы!

Татьяна АЛЕКСЕЕВА

Дата публикации: 02.10.2009

Возврат к списку

Абитуриентам
Школьникам Электронная приемная ректора Пресс-служба Оплата услуг онлайн Выборы ректора Международное
сотрудничество
Электронно-
библиотечная
система
Образовательный
портал
Личный кабинет
студента

Здесь тоже можно
прокручивать колесиком мыши